Система непрерывного образования лиц с нарушением зрения

Система непрерывного образования лиц с нарушением зрения Доклад тифлопедагогов

 

Система непрерывного образования лиц с нарушением зрения.

Морозова Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ, sfedu.ru, тифлопедагог МБ ДОУ 3 г. Батайск, Россия.

Кобзарева Оксана Федоровна, ГКОУ РО Ростовская специальная школа-интернат №38, заместитель директора по коррекционной работе, г. Ростов-на-Дону, Россия.

Доклад на конференции офтальмологов и неврологов в рамках познавательно-занимательного проекта портала Орган зрения organum-visus Три портрета миопии. Конференция у «папы» 2025, Анонс, Программа, Читай доклад НастроЮля.

Ростов-на-Дону, 24 октября 2025 года.

Доклад.

 

 

В РФ создана система непрерывного образования лиц с нарушением зрения.

Начиная с трех летнего возраста, дети с нарушением зрения поступают в дошкольные образовательные учреждения.

В основном это группы компенсирующей направленности в муниципальных садах.

Плюс такого образования в том, что дети с нормой и нарушениями зрения обучаются вместе, но по разным программам.

В специализированных детских садах обучаются дошкольники, которые по различным причинам испытывают затруднения в освоении основных образовательных программ.

Здесь есть группы для детей с нарушением слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами, психологическими заболеваниями, а также с нарушением зрения.

Из плюсов данной категории садов – маленькая наполняемость групп, до 10 человек, а для тяжелых нарушений, до 6.

Следующая ступень образования - школа.

Специальные (коррекционные) образовательные организации 3 - 4 вида и классы Охраны и развития зрения, как форма помощи детям младшего школьного возраста со зрительной депривацией в условиях образовательного учреждения общего типа.

Далее средние специальные организации (техникумы, колледжи) и образовательные учреждения высшего образования.

С развитием компьютерных технологий лица с глубокими нарушениями зрения могут получать профессии менеджеров (управленческая деятельность), преподавателей для обучения инвалидов по зрению, тьюторов, осваивать информационные технологии и многое другое.

При высших учебных заведениях в РФ функционируют Ресурсные учебно-методические центры, которые направлены на повышение качества и доступности высшего образования для инвалидов по зрению.

Но до того, как ребенок поступил в образовательное учреждение, семья не остается один на один со своей проблемой.

Услуги по ранней помощи оказываются организациями и структурными подразделениями.

Получателями услуг по ранней помощи являются дети от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьи.

Составляется индивидуальная программа ранней помощи совместно с родителями, осуществляется практическая поддержка и обучение родителей (законных или уполномоченных представителей).

И психологическая поддержка по укреплению ресурсов родителей.

В Академии психологии и педагогики третий год реализуется социальный проект Школа для родителей особых детей. Развиваемся вместе, в рамках которого преподаватели кафедры коррекционной педагогики и психологии со студентами-дефектологами организуют и проводят мероприятия, на которых родители получат квалифицированные консультации по вопросам, касающихся последовательности их действий при воспитании и обучении их детей.

Также на каждом мероприятии студенты-дефектологи проводят мастер-классы с демонстрацией эффективных приемов для развития коммуникативных навыков, двигательной сферы, восприятия, памяти, внимания, мышления детей с ОВЗ, которые родители могут использовать в домашних условиях для развития своего ребенка.

Как же осуществляется распределения детей с нарушениями зрения в образовательные учреждения.

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия проводит обследования детей.

Дошкольников чаще направляют образовательные организации, это может быть и запрос родителя в целях выявления особенностей физического и (или) психического развития и (или) отклонений в поведении.

ПМПК по результатам обследования дает рекомендации по организации обучения и воспитания обследуемых и выдает заключение на руки родителям.

В образовательных организациях создаются условия для полноценного обучения детей с нарушениями зрения.

Вводятся ставки тифлопедагога, психолога, логопеда и тьютора.

Специалисты знают психические особенности данной категории детей, классификацию нарушений, а также методы и способы их воспитания и обучения.

Очки - это в большинстве случаев, стресс для ребенка и страх перед тем, как на них отреагируют окружающие.

Родители очень часто игнорируют процесс появления очков, вместо того, чтобы объяснить важность их ношения и гигиену.

В данной ситуации приходят на помощь психологи.

Они объясняют детям, что способность глаз видеть окружающие предметы и все, что происходит вокруг, называют зрением.

Что очки их помощник, а не враг.

С этой целью проводят такие игровые упражнения:

- Надень одежду с открытыми, с закрытыми глазами

- Сделай поделку из бумаги с открытыми глазами, с закрытыми глазами.

В подобных упражнениях наглядно демонстрируют ребенку, какую роль играет зрение в правильном и быстром выполнении различных дел.

Говоря о зрительном восприятии слабовидящих и слепых с остаточным зрением, следует отметить, что у них наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями.

Поэтому необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, обеспечивающих предоставление информации об окружающей действительности, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях.

Для слабовидящих детей необходимо использовать картинный материал без лишних деталей, с четким фоном, контрастные изображения, и четко соблюдать зрительную нагрузку.

Книги с более крупным шрифтом, доступные для зрительного восприятия.

Применять, оптические и технические средства помощи.

Дополнительно необходимо детально описывать все вокруг и давать больше времени на выполнения заданий.

Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка - упражнения для активизации зрительных функций.

Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и в повседневной жизни.

В отличие от представлений зрячих, представления слепых характеризуются фрагментарностью, схематизмом, носят вербальный характер.

Важно обеспечить их безопасность, комфорт и возможность полноценно участвовать во всех видах деятельности.

У слепых детей зрение заменяется осязанием.

Поэтому необходимо создать безопасное пространство, где ребенок может свободно передвигаться.

Это включает в себя удаление потенциальных препятствий и обозначение границ зоны.

Специалист должен уметь устанавливать и использовать звуковые, тактильные или другие ориентиры, которые помогут ребенку с ориентированием.

Адаптировать мероприятия и активности под слепых детей. Например, игры должны включать элементы осязания (тактильные пособия), звука (аудио-материалы) или дидактических игр.

Уметь четко, очень детально и доступно объяснять задания, используя простую и понятную речь.

Инвентарь для слепых использовать озвученный (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.); для детей с остаточным зрением и слабовидящих - яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов.

Необходимо использовать тактильные указатели для ориентации – рельефные полосы на полу, различные по текстуре коврики у входа в разные зоны.

Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы.


Материал для публикации на портале Орган зрения любезно предоставила Морозова Юлия Викторовна.

System of continuous education for persons with visual impairments. Report of typhlopedagogic specialists. Three portraits of myopia.

Смотри Архив проекта Три портрета миопии.

Смотри Календарь конференций по Психоофтальмологии.

Смотри Календарь конференций по офтальмологии 2026.

Материал подготовил Голубев Сергей Юрьевич, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук, руководитель электронного СМИ офтальмологический портал Орган зрения organum-visus

 

YouTube канал портала Орган зрения Golubev Sergey

YouTube канал портала Орган зрения 8034 подписчика

None

YouTube канал портала Орган зрения Sergey Golubev. На Ютуб канале офтальмологического портала Орган зрения video.organum-visus.ru 8034 подписчика. Благодарим всех Пользователей портала за внимание к нашей скромной работе.

Новости о близорукости Чтение и зрение

Новости о близорукости Чтение и зрение проект Три портрета миопии скоро в Тюмени

None

Новости о близорукости. Чтение и зрение. Проект электронного СМИ офтальмологический портал Орган зрения Три портрета миопии скоро в Тюмени. News about news. Myopia News.  Reading and Vision. Cognitive project of the portal organum-visus. Новости офтальмологии России.

Инвалидность по зрению в Российской Федерации

Инвалидность по зрению в Российской Федерации РООФ 2022

None

Инвалидность по зрению в Российской Федерации, Visual impairment in the Russian Federation. РООФ 2022. Доклад Главного внештатного специалиста-офтальмолога Минздрава России, Президента Общероссийской общественной организации «Ассоциация врачей-офтальмологов», Директора ФГБУ «НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца» Минздрава России, Академика РАН Нероева Владимира Владимировича, 28 сентября, Москва, Россия.