Фальсификация красоты

Фальсификация красоты Владимир Соловьев 1899

 

Фальсификация красоты.

Владимир Соловьев. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина, 1899.


Другое дело фальсификация красоты: этому "вольному художеству" закон не писан.

Вечная красота объявляется старою красотою, и на ее руинах водружается знамя новой красоты, на котором лица, похожие на разных героев не то Щедрина, не то Достоевского, пишут свои девизы: "Дерзай!" - "Посягнем!" - "Плюй на все и торжествуй!"

Между старою и новою красотою - то различие, что первая жила в тесном естественном союзе с добром и правдой, а вторая нашла такой союз для себя не только излишним, но и прямо неподходящим, нежелательным.

Тут всего любопытнее вот что: сначала объявляется, что красота свободна от противоположности добра и зла, истины и лжи, что она выше этого дуализма и равнодушна к нему, а под конец вдруг оказывается, что эта свобода и красота, и божественное, как будто, беспристрастие к обеим сторонам незаметно перешли в какую-то враждебность к одной стороне (именно правой: к истине и добру) и в какое-то неодолимое "влеченье - род недуга" к другой стороне (левой: к злу и лжи), - и в какой-то пифизм, демонизм, сатанизм и прочие "новые красоты", в сущности столь же старые, как "черт и его бабушка".

Но почему я говорю тут о подделке?

Разве нет в действительной жизни красивого зла, изящной лжи, эстетического ужаса?

Конечно, есть, без этого нечем было бы и подделывать красоту.

Но что же отсюда следует?

Блеск олова по природе похож на блеск серебра, и желтая медь своим натуральным цветом напоминает золото; но если мне поднесут оловянный полтинник или медный империал, то я, кажется, имею право назвать их фальшивыми.

Действительные свойства ложной красоты даются природой, но выдавать ее за настоящую - это уже дело людей, и дело фальшивое.

Такой обман, как всякий другой, обличается негодностью своих действий, И гнилушка светится, но такое освещение годится только для сов и филинов; и на болоте вспыхивают огоньки, но на таком огне не согреться и лягушкам.

Свет и огонь пушкинской поэзии шли не из гниющего болота. Ее неподдельная красота была внутренне нераздельна с добром и правдой.

Может быть, семиствольная цевница, которую дала ему Муза, была сделана из болотного тростника, но -

Тростник был оживлен божественным дыханьем

И душу наполнял святым очарованьем -

и ничего не говорил о "новой красоте".

Служителям последней приходится таким образом или насильно навязывать Пушкину свои вожделения, вовсе ему чуждые, или объявлять его поэзию бессодержательною, неинтересною, ненужною.


Соловьев Владимир Сергеевич, 1853 - 1900.

Falsification of beauty. Vladimir Solovyov, 1899.

Все о глазах и зрении. All about eyes and vision. Глазами фактов. 

Кунсткамера глаза офтальмологического портала Орган зрения video.organum-visus.ru

P.S.

Фальсификация - (позднелат. falsificatio, от falsifico  подделываю) 1) злостное, преднамеренное искажение данных, заведомо неверное истолкование чего-либо. 2) Изменение с корыстной целью вида или свойства предметов; подделка.

Большая советская энциклопедия.